«Значение пальчиковых игр для развития речи ребенка раннего возраста»

Консультация для родителей и воспитателей:

«Значение пальчиковых игр для развития речи ребенка раннего возраста»

Влияние воздействия руки на мозг человека было известно еще до нашей эры. В головном мозге область, отвечающая за развитие речи ребенка расположена рядом с областью, отвечающую за движение. Поэтому стимулируя двигательную активность ребенка и развитие движений пальцев рук, мы стимулируем развитие речи ребенка.

То есть уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Как мы можем развивать мелкую моторику рук ребенка раннего возраста?

Занятия нужно проводить регулярно, а не время от времени, они должны приносить ребенку радость и удовольствие и проходить в игровой форме.

Ребенку можно предложить следующие упражнения:

• Пальчиковые игры

• Рисование – занятие любимое всеми детьми и очень полезное /можно рисовать карандашом, пальчиками.

• Собирать матрешку, пирамидку

• катать по очереди каждым пальчиком бусинки, шарики;

• указательным и средним пальцами руки «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро; упражнение выполняется поочередно левой и правой рукой;

• барабанить всеми пальцами обеих рук по столу;

• сжимать и разжимать кулачки;

• отдельно показывать только один палец — указательный, затем два (указательный и средний, далее три, четыре и все пять;

• хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе;

• собирать все пальцы в щепотку («пальчики собрались вместе, а затем разбежались») ;

• Лепка;

• Тестопластика

• Игры с песком, водой

• Разноцветные прищепки – готовый тренажер. сжимание- разжимание дает отличную тренировку пальцам рук

• Пальчиковые бассейны «сухой аквариум» - открытые резервуары, заполненной различными наполнителями: мелкими камешками, горохом, фасоль, крупой, песком. Их основное назначение – механическое воздействие на нервные окончания, расположенные на кончиках пальцев. Используются для выполнения заданий: «Найди спрятанный предмет», «Найди фигуру и назови ее».

• Мозаика

• Криотерапия – это одна из современных нетрадиционных методик, заключающаяся в использовании игр со льдом. Воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов: первоначальный спазм мелких артерий сменяется их расширением, что значительно усиливает ток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание тканей.

Продолжительность игр со льдом следует постепенно увеличивать с 5 секунд до минуты.

• Игры – шнуровки

• Пазлы

• Конструкторы

• Чудесный мешочек - игры на развитие тактильного восприятия. В мешочек складываем игрушки – мячик резиновый, плюшевого мишку и т. д. И просим ребенка на ощупь определить что это!

• Игры с нанизыванием собери бусы, овощи.

• Создание картин из макарон и круп. Красиво и необычно выглядят макароны, наклеенные на основу из цветного картона. Готовое изделие можно раскрасить

• Разрывание бумаги

Таким образом, игры и упражнения на развитие мелкой моторики оказывают стимулирующее влияние на развитие речи, улучшают внимание, память, воспитывают усидчивость. 


Педагог-психолог:

Капустина Ксения Сергеевна