Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №197»

Консультация для воспитателей:
«Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников»


Формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников.

В настоящее время становится все более очевидным, что повышение результативности и качества деятельности ДОУ невозможно без эффективного сотрудничества с основными социальными заказчиками – родителями воспитанников.

На протяжении всего срока пребывания дошкольника в детском саду педагогам и родителям важно быть партнерами, союзниками в деле образования и воспитания, понимать друг друга, говорить на одном языке, идти в одном направлении. Иначе невозможно гармоничное развитие ребенка, его полноценная социализация, а также успешный переход к новой ступени – обучению в школе. Крайне значимым является создание единого пространства взаимодействия педагогов и родителей для обмена опытом, знаниями, идеями, обсуждения и решения конкретных воспитательно-образовательных задач.

Сегодня в дошкольных учреждениях в том или ином виде осуществляется деятельность по установлению и укреплению взаимодействия в системе детский сад – семья: используются традиционные и нетрадиционные формы работы, различные виды наглядной информации, проводятся специальные педагогические советы, разнообразные мероприятия и т.д. Однако, к сожалению, целый ряд проблем по-прежнему препятствует эффективному взаимодействию педагогов и родителей.

Выделены следующие причины возникающих трудностей в организации сотрудничества педагогов и родителей воспитанников.

Первая причина заключается в особенности коммуникативного взаимодействия. Педагоги и родители не умеют или не хотят слушать и принимать позицию другой стороны, пытаются навязать свою точку зрения, заставить другого изменить установки взамен организации конструктивного диалога. Поясню на примере: педагог и родитель не могут договориться о том, нужно ли ребенку играть в «Монстров». Воспитатель авторитарно настаивает на том, что это недопустимо в младшем возрасте, а родитель в ответ утверждает, что ребенку очень нравится эта игра, и он будет в нее играть. Получается, что и одна и другая сторона не понимает и не принимает позицию другой, а просто диктует свою точку зрения.

Вторая причина – личностные особенности педагогов. Несформированная профессиональная позиция, непонимание собственной значимости, ценности как профессионала, неадекватная самооценка, сниженная или, напротив, завышенная самокритика приводят к неумению наладить контакт с родителями. Зачастую педагоги просто не готовы к партнерскому взаимодействию с семьями воспитанников.

Опыт показывает, что педагоги не готовы к активным формам работы. Это связано с тем, что, как правило, повышение профессиональной квалификации воспитателей осуществляется в стандартных формах лекций и семинаров и не предполагает их активного участия. Такая форма, подача и усвоение материала переносятся в последующем и на систему общения с родителями воспитанников, что приводит к разобщенности участников образовательного процесса, пассивному решению возникающих вопросов, формальному усвоению информации.

Избыток теоретических знаний у педагогов и отсутствие опыта их применения на практике, когда знания получены, а механизм их использования в детском саду не отработан, также негативно отражается на организации сотрудничества с семьями воспитанников.

Педагоги знают, что сказать родителям, но не знают как, поэтому возникают трудности коммуникативного воздействия. Например, некоторые воспитатели говорят: «Лучше я промолчу, все равно ничего им не докажу!» или «Я им сейчас скажу все, что я знаю и думаю, пусть только попробуют не понять!» и др.

И в том и другом случае у педагогов есть, что сказать родителям, однако в силу личностных особенностей они выбирают разные, но каждый раз неконструктивные способы сообщения этой информации. В результате вместо эффективного взаимодействия возникает молчаливое или «кричащее» противоборство сторон.

Интересен и тот факт, что педагоги ассоциируют процесс взаимодействия с семьями воспитанников с ситуацией конфликта. Нет конфликта – нет взаимодействия.

Исходя из вышеизложенного, следует, что формирование готовности педагогов к взаимодействию с родителями воспитанников – важное направление деятельности ДОУ. Крайне значимыми в этом процессе являются пересмотр содержания и форм работы с педагогами с учетом их личностных особенностей, конкретных причин трудностей в общении, а также введение активных, нетрадиционных форм взаимодействия с коллективом. Только целенаправленная, систематическая работа позволит достичь результатов в деятельности по укреплению партнерства с родителями воспитанников. Необходимо оптимизировать процесс взаимодействия с родителями воспитанников, и начинать работу с педагогов, их целенаправленной и систематической подготовки к решению соответствующих задач.

Зам. зав. по УВР Филатова Е.П.