Условия и формы организации труда дошкольников в природе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №197»
  
Консультация для воспитателей: 
«Условия и формы организации труда дошкольников в природе»


Разнообразный труд в природе доставляет детям много радости и соответствует их всестороннему развитию. В процессе труда воспитываются любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней. У детей развивается интерес к трудовой деятельности, сознательное, ответственное отношение к ней. В коллективе дети приучаются трудиться сообща, помогать друг другу. Труд в природе имеет большое образовательное значение. Он расширяет кругозор детей, создает благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Трудясь в природе, дети  знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установление этих свойств. Воспитатель учит детей ориентироваться на свойства объектов  природы для выполнения трудового действия.  Так, чтобы определить, нуждается ли растение в поливе, нужно учесть его состояние (упругость, плотность листа и стебля). В результате у детей складывается эталонное представление о свойствах, качествах, состояния объектов природы.

Трудясь в природе, дети на практике усваивают зависимость состояния растений и животных от удовлетворения их потребностей, узнают о роли человека в управлении природой. Усвоение этих связей и  зависимостей способствует формированию отношения детей к природе, труд становится осмысленным и целенаправленным.

В процессе труда в природе у детей формируются знания:

о растениях - свойства и качества растений, их строение, потребности, основные стадии развития, способы выращивания;

о животных - внешний вид, потребности, способы передвижения, повадки, образ жизни, сезонные изменения. Дети учатся устанавливать связь между условиями, образом жизни животного в природе и способами ухода за ними в уголке природы.

Труд в природе способствует развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывает у них интерес к объектам природы, к труду человека, уважению к людям труда.

В процессе труда формируются практические навыки ухода за растениями и животными, развивают интеллектуальные умения: планировать работу, подбирать материалы и документы, намечать последовательность операции, распределять их по времени и между участками труда, оценивать результаты и т.д.

Труд в природе создает благоприятные условия для физического развития детей, так как в большинстве случаев он проходит на воздухе, разнообразен по своему характеру, а это способствует развитию движений, укреплению нервной системы ребенка.

В труде удовлетворяются эстетические потребности детей. Посильная и интересная работа доставляет им радость, с это- основа для воспитания в дальнейшем желании трудиться, устойчивого интереса к труду.

Педагогические требования к организации труда в природе. Труд в природе лишь в том случае имеет воспитательно-образовательное значение, если его организация и содержание отвечают  определенным педагогическим и гигиеническим требованиям.

Важнейшим педагогическим требованием является организация разнообразного по содержанию труда: ухода за животными (птицами, рыбами, млекопитающими), растениями, выращивание растений в уголке природы, труд на участке (в цветнике, на огороде, в плодовом саду). Только разнообразный труд вызывает у детей интерес, желание в нем участвовать.

В процессе труда необходимо формировать практические навыки и умения в единстве со знаниями. Так, например, при пересадке цветущих растений осенью из грунта  в старшей группе воспитатель закрепляет умение различать и правильно называть их (астра, георгина и т.д.). Он знакомит детей с корнем как частью растения, объясняет связь между похолоданием и состоянием растения, формирует навыки пересадки растения (выкапывать с земляным комом; копать подальше от стебля, чтобы не повредить корни; подбирать горшки в соответствии с корневой системой). При посадке цветочных семян в подготовительной к школе группе следует их рассмотреть,  выделить цвет, величину, форму и т.д. соотнести изображение цветущего растения, припомнить процесс выращивания этого растения до образования семян, а за тем начать посадку. При такой организации труда ребенок приобретает не только навыки, но и знания, необходимые ему в дальнейшей трудовой деятельности.

Важным педагогическим требованиям является осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов и способности их достижения.

Трудовая деятельность детей в природе должна систематически усложняться. Усложняются навыки  ухода за растениями животными, обогащается круг знаний, развиваются наблюдательность, планирующие умения детей.

Трудовая деятельность должна быть регулярной. Воспитателю важно приобщить к ней каждого ребенка.

Гигиенические требования к организации труда в природе. Труд детей в природе должен быть посильным. Физические усилия, затраченные ребенком, не должны вызывать переутомления. В противном случае у него возникает отрицательное отношение к трудовым заданиям. Продолжительность труда зависит от его характера и возраста детей: В младшей группе в пределах 5 – 7 минут, в средней – от 10 до 15 минут, с небольшим отдыхом в  зависимости от характера труда,  в старшем дошкольном возрасте 20 - 25 минут, с перерывом на отдых или сменой характера труда.

Необходимо обеспечить правильную паузу в труде детей. Так, при переносе воды лейки или ведра нужно носить в обеих руках; при работе граблями, лопатой тело надо держать выпрямленным. Важно, чтобы дети не находились долгое время в одной и той же позе. С этой целью следует чередовать один вид работы с другим (например, рыхление почвы с подноской воды). Орудие труда должны быть абсолютно безопасны и соответствовал росту и силам ребенка, но вместе с тем нужно, чтобы инвентарь был не игрушечный, а настоящий.

Формы организации труда в природе. Труд детей в природе организуют в форме индивидуальных поручений, коллективного труда и дежурства.

Методика руководства трудовой деятельностью детей в природе. Определив, с учетом возрастных особенностей, основные средства воспитания положительного отношения к труду, к  которым относится игровая мотивация, используемая с целью освоения последовательности выполнения трудового действия, интерес к достижению результата, в данном параграфе мы рассмотрим наиболее эффективные методы и приемы реализации средств воспитания.

Ниже показаны специальные исследования в данном направлении (Н. Н. Поддъяков, В. И. Логинова, П. Г. Саморукова и д. р.) «средства воспитания – это наиболее значимые для той или иной деятельности педагогические приемы, методы,  используемые в процессе воспитания.

Раскрывая сущность, методов и приемов воспитания положительного отношения к труду детей дошкольного возраста 4-5 лет следует, обратиться к направлениям гуманистической педагогики. Это оправданно тем, что трудовая деятельность предполагающая  адекватное отношение к себе, познание собственных возможностей в процессе самообслуживания, но и установление трудовых взаимоотношений в процессе деятельности.

А именно  способность детей ставить себя на место другого человека, литературного героя, игровой персонажа, видеть вещи с его позиции, учитывать  не только свою, но и чужую точку зрения. Все это весьма важно для воспитания доброты, отзывчивости, терпимости – тех личностных качеств гуманистической направленности, без которых невозможен демократический путь развития современного общества. Формирование положительной « Я - концепции» дошкольника связывается с воспитанием самостоятельности, как интегративного личностного качества, определяющего успешность взросления личности ребенка.

Развитие моральных представлений о труде тесно связано с развитием у детей, умения оценивать работу другого и свою собственную. Правильная оценка свидетельствует о наличии у ребенка моральных представлений, связанных с трудом.

Формирование представлений у детей о моральных качествах взрослых в связи с трудом можно рассматривать как средство воспитания у них положительного отношения к труду и на основе их нравственных качеств.

Одно из главных знаний – знание о взаимопомощи. Оно связано с рядом понятий, характеризующих нравственность человека, таких, как товарищество, дружба, доброта, уважение и сострадание. Умение прийти на помощь другому, отзывчивость, чувство коллективизма связаны с уровнем развития самосознания личности. Простейшие формы взаимопомощи у дошкольников выражаются в сочувствии сверстнику, заботе друг о друге, в четкости, в проявлении желания помочь чем-либо товарищу.

Представление о добросовестном отношении к труду у детей дошкольного возраста сводится к следующему: при выполнении трудовых заданий надо уметь отказаться от своих желаний, делать не только то, что хочется в данный момент, а то, что надо (необходимо) для других, для сверстников группы (имеется в виду воспитание у детей способности к самоограничению); надо честно относиться к труду, справедливо оценивать свои поступки, свое отношение к труду.

Воспитание добросовестного отношения к труду тесно связано с воспитанием у детей чувства долга, совести, что может выражаться в эмоциональной реакции, переживании ребенком оценки его поступков со стороны взрослых. В зависимости от оценки, положительной или отрицательной, у ребенка возникают чувства радости, гордости или, наоборот, не ловкости, стыда.    

В зависимости от отношения дошкольника к труду можно судить о становлении его нравственных качеств, т. е. отношении ребенка к человеку-труженику (уважение к нему, желание помочь и т. п.), к своему труду (добросовестное отношение к результатам труда и т. п.), что является показателем становления и развития его нравственных качеств.



Разработала и провела:

старший воспитатель

Филатова Е.П.