Образовательная среда детского сада

Организация развивающей предметно-пространственной среды

 

Развивающая предметно-пространственная среда является одним из элементов пространства детской реализации (ПДР). Главная задача педагога при организации развивающей предметной среды состоит в создании детям возможности выбора занятий по своим интересам, проявления самостоятельности и  инициативы, в обеспечении условий для самореализации через различные виды детских деятельностей (рисование, конструирование, проекты и пр.).

При этом развивающим эффектом обладают не сами объекты развивающей среды, а детская деятельность, организуемая взрослыми или самостоятельная. Результат работы в первую очередь зависит от профессионализма и творческого потенциала педагогов

Для реализации требований Программы и ФГОС ДО пространство групп организовано в виде хорошо разграниченных зон («центры», «уголки», «площадки», «мастерские» и  пр.), оснащенных большим количеством развивающих материалов (книги, игрушки, материалы для творчества, развивающее оборудование и пр.).

Разделение пространства в  помещении группы на  центры активности способствует большей упорядоченности самостоятельных игр и занятий и позволяет детям заниматься конкретной деятельностью, используя конкретные материалы,  без дополнительных пояснений и вмешательства со стороны взрослого. Кроме того, наличие центров активности помогает детям лучше понимать, где и как работать с материалами.

Количество и организация Центров варьируется в зависимости от возраста детей, размера и конфигурации помещения.

Основные принципы организации центров активности

Выделение центров активности.

Места для отдыха.

Уголки уединения.

Ограничение количества детей в  центрах активности.

Оптимальное использование пространства.


Развивающая предметная среда

Деятельность педагогов по реализации программы с учетом развивающей среды

Групповые помещения

Игровые  центры: игрушки и атрибуты для сюжетно-ролевых игр, оборудование для режиссерской игры; многофункциональные кубики; макеты; наборы образных игрушек небольшого размера;животные; неоформленный игровой материал: кубики, шарики, колечки от пирамидок, бутылочки; символы пространства.

Педагоги создают условия для возникновения и развертывания игры детей, обогащения детей впечатлениями, которые могут быть ис­пользованы в игре; обращают внимание детей на содержание деятельности людей и их взаимоотношений, на явления и взаимосвязь событий в живой и неживой природе; обеспечивают баланс между разными видами игры ; создают условия для развития общения между детьми в игре; способствуют поло-ролевой социализации мальчиков и девочек в игре.

Литературные центры: книги, рекомендованные для чтения детям этого возраста; книги, любимые детьми этой группы, сезонная литература, детские журналы, детские рисунки, увлечение детей (открытки, календари).

Педагоги поддерживают у детей интерес к литературе, способствуют углублению  читательских интересов; развивают первоначальные представления об особенностях литературы, о многообразии жанров. Обеспечивают развитие умений художественно-речевой деятельности н основе литературных текстов: пересказывать сказки и рассказы близко к тексту, сочинять сказки, выразительно рассказывать наизусть стихи, пересказывать от лица литературного героя и др.

Центры  речевого творчества: игры и оборудование для развития речи и подготовки ребенка к освоению чтения и письма.

Побуждают детей к общению между собой, следят за правильным произношением, в случае необходимости поправляют и упражняют детей, поощряют детей к рассказыванию, развернутому изложению определенного содержания; педагоги создаю условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, педагоги обеспечивают условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности в педагогическом процессе.

Центры детского экспериментирования: материалы по разделам песок и вода, звук, приборы-помощники, сосуды разной конфигурации и объема, мерные ложки, половинки мыльниц, формы для льда, клеенчатые фартуки, щетка, совок, тряпки и др.

 Педагоги обеспечивают условия для развития у детей представлений о физических свойствах окружающего мира в соответствии с их возрастными возможностями; знакомят детей с различными свойствами веществ, развивают представления об основных физических явлениях;  развивают активность и самостоятельность познания, поощряют проявление элементов творческой инициативы.

Развивают  у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении игр – экспериментов; развивают у детей умственные способности и др.

Центры природы: комнатные и искусственные растения, календарь наблюдений, модель «времена года».

Педагоги обеспечивают условия для развития у детей экологического сознания.

Знакомят детей с различиями живого и неживого.

 Рассказывают о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в природе, способствуя формированию понимания ребенком того, что Земля - наш общий дом, а человек - часть природы (знакомят детей с влиянием воды, водоемов, леса, заповедников, воздушной среды и почвы на жизнь человека, животных, растений).

Центры  строительно-конструктивных игр: конструкторы с разными способами крепления деталей, силуэты, картинки, альбомы, конструктивные карты (поэтапное выполнение работы).

Педагоги обогащают сенсорный опыт детей.

Создают условия для развития у детей умения сравнивать, измерять, упорядочивать и классифицировать, создают условия для использования этих умений с целью самостоятельного познания окружающего мира, освоения картины мира.

Развивают интерес к познанию простейших зависимостей между объектами, порядком следования и изменения в связи с этим, измерению объектов мерками разного размера, способам деления целого на части, размещению в пространстве.

Центры искусства: трафареты, геометрические формы, силуэты, краски, кисти, карандаши, мелки, фломастеры, белая и цветная бумага, ножницы, пластилин, салфетки, детские и взрослые работы по рисованию, аппликации, баночки для воды, природный и бросовый материал, дидактические игры.

Педагоги формируют и активизируют у детей проявление эстетического отношения к окружающему миру в разнообразных ситуациях и к разным объектам искусства, природы, предметам быта, игрушкам, социальным явлениям; способствуют развитию изобразительной деятельности: стимулируют и поддерживают самостоятельное определение замысла, стремление создать выразительный образ, умение самостоятельно отбирать впечатления, переживания для определения сюжета, выбирать наиболее соответствующие образу изобразительные техники и материалы. Способствуют формированию опыта восприятия разнообразных эстетических объектов и произведений искусства; развивают эстетические интересы, желание познавать искусство.


Центры физической культуры (спорта)

Оборудование как традиционное так и нетрадиционное для сохранения и укрепления здоровья воспитанников. Настольные дидактические игры

Оборудование для подвижных и малоподвижных игр (кегли, мячи, обручи итд)

Педагоги ДОУ  содействуют гармоничному физическому развитию детей.

Создают условия для различных видов двигательной активности детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Способствуют становлению и обогащению двигательного опыта.

Музыкальные инструменты, аудиовизуальные средства (музыкальный центр, магнитофоны, телевизор, планшет, проектор и др.)

Центры повседневного бытового труда: уголок дежурства, щетки, совки для сбора мусора, фартуки.

Педагоги формируют положительное отношение к труду взрослых, ценностное отношение к собственному труду, первичные представления о роли труда в обществе и жизни каждого человека.

Центр элементарного экспериментирования для воспитанников до 3 лет (центр для игры с водой и песком):

Центр элементарного экспериментирования для воспитанников до 3 лет (центр для экспериментирования с материалами и веществами):

Центр литературно-художественного развития для воспитанников до 3 лет: 

Центр двигательной активности для воспитанников до 3 лет: 

Центр сенсорного и психомоторного развития для воспитанников до 3 лет: 

Центр художественно-эстетического развития для воспитанников до 3 лет:

Литературная гостиная:

Информационно-библиотечный центр (центр социально-коммуникативного развития воспитанников от 3 до 7 лет):

Центр познавательного развития воспитанников от 3 до 7 лет (Исследовательская лаборатория):

Центр познавательного развития воспитанников от 3 до 7 лет (экоцентр):

Центр двигательной активности свободного доступа для физического развития воспитанников от 3 до 7 лет:

Студия конструирования и моделирования (центр познавательного развития воспитанников от 3 до 7 лет):

Центр познавательного развития воспитанников от 3 до 7 лет: лего-центр:

Кабинет логопеда:

Центр сенсорного и психомоторного развития:

Сенсорная комната:

Центр физического развития воспитанников от 3 до 7 лет: спортивный зал:

Центр физического развития воспитанников от 3 до 7 лет: тренажерный зал:

Компьютерный класс:

Художественно-экспозиционный холл (Центр художественно-эстетического развития воспитанников от 3 до 7 лет):

Художественная мастерская (Центр художественно-эстетического развития воспитанников от 3 до 7 лет):

Центр художественно-эстетического развития воспитанников от 3 до 7 лет (студия песочной анимации):

Места для уединения в каждой групповой ячейке (уголки уединения):

Метеостанция: